Главная » Файлы » Воспитание » Разработки

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
[ Скачать с сервера (60.4 Kb) ] 18.08.2015, 12:31

1.1. МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 по­словицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содер­жанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени; 2 балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен; 4 балла — почти полностью согласен; 5 баллов — совершенно согласен.

    Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы:

1. а)  счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б)  стыд не дым, глаза не выест;

в)  лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г)   что за честь, коли нечего есть.

2. а)  не хлебом единым жив человек;

   б) живется, у кого денежка ведется;

   в)  не в деньгах счастье;

   г)  когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б)  где счастье плодится, там и зависть родится;

в)  кто хорошо живет, тот долго живет;

г)  жизнь прожить — не поле перейти.

4.  а) бояться несчастья и счастья не видать;

б)  людское счастье, что вода в бредне;

в)  деньги — дело наживное;

г)  голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б)  береженого Бог бережет;

в)  на Бога надейся, а сам не плошай;

г)  не зная броду, не суйся в воду.

6.  а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в)  хочу — половина могу;

г)  лбом стены не прошибешь.

7.  а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в)  как проживешь, так и прослывешь;

г)  выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9.  а) что в людях живет, то и нас не минет;

б)  живу как живется, а не как люди хотят;

в)  от народа отстать — жертвою стать;

г)   никто мне не указ.

10.  а) всякий за себя отвечает;

б)  моя хата с краю, я ничего не знаю;

в)  своя рубашка ближе к телу;

г)  наше дело — сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б)  делай людям добро, да себе без беды;

в)  жизнь дана на добрые дела;

г)   когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12.  а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б)  на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в)  доброе братство лучше богатства;

г)  черный день придет — приятели откажутся.

13.  а) ученье — свет, неученье - тьма;

б)  много будешь знать, скоро состаришься;

в)  ученье лучше богатства;

г)  век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б)  от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в)  можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г)  от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б)  закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в)  где тверд закон, там всяк умен;

г)  закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содер­жит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании посло-виц и про­тиворечащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизиру­ются в отдельных пословицах и в тексте методики распола­гаются следующим образом:

1)          а, в —духовное отношение к жизни,

б, г — бездуховное отношение к жизни;

2)          а, в — незначимость материального благополучия в жизни,

б, г — материально благополучная жизнь;

3)          а, в —счастливая, хорошая жизнь,

б, г — трудная, сложная жизнь;

4)           а, в — оптимистическое отношение к жизни,

б, г —пессимистическое отношение к жизни;

5)          а, в —решительное отношение к жизни,

б, г — осторожное отношение к жизни;

6)           а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7)          а, в —стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8)          а, в — хорошее отношение к людям,

б, г — плохое отношение к людям;

9)          а, в — коллективистическое отношение к людям,

б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10)        а, в — эгоцентрическое отношение к людям,

б, г — эгоистическое отношение к людям;

11)        а, в — альтруистическое отношение к людям,

б, г — паритетное отношение к людям;

12)         а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;

13)         а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья;

14)         а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда;

15)      а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов.

Категория: Разработки | Добавил: fesyuktv
Просмотров: 888 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar