Главная » Файлы » Воспитание » Разработки |
[ Скачать с сервера (60.4 Kb) ] | 18.08.2015, 12:31 |
1.1. МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале: 1 балл — согласен в очень незначительной степени; 2 балла — частично согласен; 3 балла — в общем согласен; 4 балла — почти полностью согласен; 5 баллов — совершенно согласен. Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть. 2. а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется; в) не в деньгах счастье; г) когда деньги вижу, души своей не слышу. 3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет; г) жизнь прожить — не поле перейти. 4. а) бояться несчастья и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне; в) деньги — дело наживное; г) голым родился, гол и умру. 5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) береженого Бог бережет; в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду. 6. а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьется как рыба об лед; в) хочу — половина могу; г) лбом стены не прошибешь. 7. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь. 8. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди — всё, а деньги — сор; г) деньгам все повинуются. 9. а) что в людях живет, то и нас не минет; б) живу как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать — жертвою стать; г) никто мне не указ. 10. а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, я ничего не знаю; в) своя рубашка ближе к телу; г) наше дело — сторона. 11. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет — приятели откажутся. 13. а) ученье — свет, неученье - тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь. 14. а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат. 15. а) на что и законы писать, если их не исполнять; б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет; в) где тверд закон, там всяк умен; г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании посло-виц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом: 1) а, в —духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни; 2) а, в — незначимость материального благополучия в жизни, б, г — материально благополучная жизнь; 3) а, в —счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь; 4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г —пессимистическое отношение к жизни; 5) а, в —решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни; 6) а, в — самоопределение в жизни, б, г — отсутствие самоопределения в жизни; 7) а, в —стремление к достижениям в жизни, б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни; 8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям; 9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям; 10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям; 11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям; 12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы; 13) а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья; 14) а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда; 15) а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов. | |
Просмотров: 888 | Загрузок: 5 | |
Всего комментариев: 0 | |